Пятница, 26.04.2024, 13:37
Вы вошли как 

МБОУ: Рябичевская СОШ

Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

;


 
>
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Меню сайта
ЗАКУПКИ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
НОКУ
pos.png

Программа экологического воспитания школьников

 

 

 

 

 

 

Программа

экологического воспитания школьников

МБОУ: Рябичевская СОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 г.

Программа

экологического воспитания школьников МБОУ: Рябичевская средняя общеобразовательная школа

I. Аналитическая записка

            Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.
            Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.
            В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:

–  к природе (экология природы),
– к себе как составной части природы (экология здоровья),
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).

            В школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
            Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением.
            Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.

 

 

 

II. Цель и задачи Программы

Цель:  способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии, подготовить школьников к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивать умения решать проблемы, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания, создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.

Задачи:

- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля – наш дом), воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней;
- обучение школьников методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;
- физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни; 
- выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;
-становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.

            Экологическое образование и воспитание позволяют прививать детям общечеловеческие ценности гуманистического характера:
- понимание жизни как высшей ценности;
- человек как ценность всего смысла познания.
- универсальные ценности природы,
- ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.

            Средствами экологического образования можно формировать следующие ключевые компетентности: 
• компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны); 
• компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.); 
• компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);
• компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие. 
            Особое значение приобретает экологическое образование во внеклассной и внешкольной деятельности учащихся, в системе дополнительного образования, целью которых является закрепление у учащихся первичных навыков участия в природоохранных акциях, моделирование экологических ситуаций, развитие прикладных экологических навыков, эмоционально-эстетического восприятия природы. Предпочтение отдается активным формам деятельности: походы, экскурсии, научно-исследовательские работы и т.п. 
            Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.
Все это позволяет реализовывать экологическое образование и воспитание учащихся в следующих формах: 
- предметная – на уроках экологии; 
- межпредметная - экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, химии, физики, математики, литературы и др.;
- внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
- классные и библиотечные часы;
- экологическая работа в системе ОДО; 
- исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством преподавателей;
- экологические праздники и мероприятия;
- участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
- практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники;
- походы и экскурсии; 
Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-III (IV) классы), основной (V-IX классы) и средней (полной) общей (Х-XI классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся. 

Начальная школа (I-IV классы):

            У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родной хутор, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы. 
            Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми эколого-биологических профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях. 

Основная школа (V- IX классы):

            Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков. 
            Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акция «Чистые берега», походы и рейды). 

Средняя (полная) школа (Х-XI классы):

            На ступени средней (полной) школы экологическое образование осуществляется в большой степени через научно-исследовательскую деятельность учащихся.

Продолжая обучение в старшей ступени средней школы (X-XI класс) перед учащимися встает вопрос определения своего места в жизни, выбора профессии. Здесь можно предложить следующие формы, способствующие самоопределению учащихся: обучение биологии на профильном уровне. С профильной дифференциацией содержания образования связывают возможности максимального раскрытия индивидуальности, творческих способностей и склонностей личности учащегося, более эффективной и целенаправленной подготовки их к продолжению образования в избранной области, предполагаемой профессиональной деятельности.

            Другая форма дифференциации, которая неразрывно связана с интересами, склонностями, индивидуальностью, его ценностей и жизнедеятельности самого ученика является дифференциация по проектированию профессии. В этом случае осуществляется объединение обучаемых по интересу, склонности к тому или иному виду деятельности.

            Важнейшим фактором развития способностей учащихся является формирование устойчивых специальных интересов. Это интересы к определенной сфере человеческой деятельности, которые затем перерастают в устремления профессионально заниматься этим видом деятельности.

 

            Формы экологической работы должны соответствовать возрасту и знаниям ребят: организация и координация проведения мероприятий, праздников и акций. Исследовательские работы носят более анализирующий характер, должны иметь практическую направленность.

            Для плодотворной реализации экологической программы избирается Экологический Совет школы.
Состав Экологического Совета школы:
1. Председатель Совета - заместитель директора по воспитательной работе Комарова Е.С.

2.Моллаева О.Н. – старшая вожатая.

3.Заместитель директора по АХЧ Травкина О.А.

4.Преподаватель биологии Даниленко Е.Ю.

5.Преподаватель химии Омельченко А.В.

6.Заместитель директора по УВР школы 1-й ступени Богданова И.Д.

7. Преподаватель ОБЖ Дмитриев А.А.

             Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе. Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, руководители кружков, учащиеся и их родители.
 

III. Прогнозируемый результат

             Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника, обладающего экологической культурой:

свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания - к нашему общему дому, обладающая знаниями экологических законов и экологической культурой, соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования, ведущая активную природоохранительную деятельность, противодействующая нарушителям связей в биосфере - социально ориентированная личность с развитым экологическим сознанием.

IV. План реализации проекта

1.  2015 – 2016 уч. г. – подготовительно – поисковый  –создание условий для оформления идей программы, осмысление противоречий и предпосылок развития экологического образования школы

2.  2016- 2017 уч. г. –  моделирующий -реализация проекта, реформирование компонентов, заданных моделью «Эко- личность»

3.   2017 -2018 уч. г. – аналитико – коррекционный (обобщающий) – анализ и рефлексия статуса школьного экологического образования, самоопределение педагогического коллектива по отношению к дальнейшему развитию.

Мероприятия по реализации программы

 

№ п/п.

Мероприятие

Сроки испол

нения

Ответственные

  1.  

Проведение совместных заседаний педагогического совета и Экологического Совета школы по совместному планированию работы на учебный год

Август текущего года

 Директор школы

  1.  

Заседания Совета по реализации Программы в текущем учебном году и организации различных мероприятий

1раз в полугодие

Председа-

тель Совета

  1.  

Введение в учебный план уроков экологии в среднем звене

В течение года

Заместитель директора по учебной части

  1.  

Разработка учебных программ и отдельных уроков с экологической направленностью

ежегодно

Заместитель директора по учебной части, учителя-предметники

  1.  

Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на экологическое воспитание учащихся через предметные недели

 

 

  1.  

Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на экологическое воспитание учащихся через предметные недели

ежегодно

Заместитель директора по учебной части, учителя-предметники

  1.  

Закрепление в практике работы классных руководителей развития у детей культуры их взаимоотношений с окружающей средой (экологические программы, проекты, отдельные мероприятия)

ежегодно

Заместитель директора по воспитательной работе

  1.  

Исследовательская деятельность учащихся, направляемая педагогами школы (урочная, в системе дополнительного образования школы, во время школьных лагерей)

Согласно планам работы

Заместитель директора по учебной части , заместитель директора по воспитательной работе

  1.  

Организация и проведение разнообразных экологических праздников и мероприятий:
- День птиц
- празднование экологических дат
- познавательные и тематические экосборы;
- конкурсные программы, КВНы, викторины
- встречи и беседы с интересными людьми

ежегодно

Зам. директора по ВР, старшая вожатая, классные руководители, руководители кружков.

  1.  

Участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах разных уровней

ежегодно

Учителя-предметники, руководители кружков

  1.  

Практическая реализация экологической работы: экологические рейды, субботники, природоохранные акции (в том числе «Покормите птиц зимой», «Птичий дом», «Чистые берега»), походы и экскурсии юных экологов.

ежегодно

Учителя-предметники, руководители кружков

  1.  

Здоровьесберегающая составляющая экологического воспитания:
- эколого-туристическая игра «Зарница»;
-«Осенний марафон»

ежегодно

ЗДВР, преподаватели физической культуры

  1.  

Комплекс мероприятий «Экология вокруг нас»:
-реализация программы по благоустройству пришкольной территории;
-озеленение школы и учебных кабинетов;
-уход за обелисками Победы в х. Рябичев и х. Холодный.

ежегодно

Старшая вожатая, учителя. классные руководители.

  1.  

Подбор материалов и оформление в сети Интернет на сайте нашей школы экологической страницы.

Первое полугодие 2016 г.

Зам. директора по информационным технологиям.

  1.  

Регулярное освещение в работе СМИ (школьных, районных, областных) экологической работы нашей школы

постоянно

Старшая вожатая

  1.  

Обмен опытом работы на МО классных руководителей по проблеме экологического воспитания школьников

Ежегодно

Руководители МО

 

 

 

 


            Планируемый результат реализации программы – свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания - к нашему общему дому, обладающая знаниями экологических законов и экологической культурой, соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования, ведущая активную природоохранительную деятельность, противодействующая нарушителям связей в биосфере - социально ориентированная личность с развитым экологическим сознанием.

Разработал:

 зам. директора по ВР

Комарова Е.С.

 

 

 

 

НАРОДНЫЙ ФРОНТ
Горячее питание
>
Прием в 1 класс
Прием в 1 класс
НАРОДНЫЙ ФРОНТ
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024