Программа
экологического воспитания школьников
МБОУ: Рябичевская СОШ
2015 г.
Программа
экологического воспитания школьников МБОУ: Рябичевская средняя общеобразовательная школа
I. Аналитическая записка
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.
Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.
В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:
– к природе (экология природы),
– к себе как составной части природы (экология здоровья),
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
В школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением.
Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.
II. Цель и задачи Программы
Цель: способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии, подготовить школьников к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивать умения решать проблемы, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания, создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.
Задачи:
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля – наш дом), воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней;
- обучение школьников методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;
- физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
- выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;
-становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.
Экологическое образование и воспитание позволяют прививать детям общечеловеческие ценности гуманистического характера:
- понимание жизни как высшей ценности;
- человек как ценность всего смысла познания.
- универсальные ценности природы,
- ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.
Средствами экологического образования можно формировать следующие ключевые компетентности:
• компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);
• компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);
• компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);
• компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.
Особое значение приобретает экологическое образование во внеклассной и внешкольной деятельности учащихся, в системе дополнительного образования, целью которых является закрепление у учащихся первичных навыков участия в природоохранных акциях, моделирование экологических ситуаций, развитие прикладных экологических навыков, эмоционально-эстетического восприятия природы. Предпочтение отдается активным формам деятельности: походы, экскурсии, научно-исследовательские работы и т.п.
Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.
Все это позволяет реализовывать экологическое образование и воспитание учащихся в следующих формах:
- предметная – на уроках экологии;
- межпредметная - экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, химии, физики, математики, литературы и др.;
- внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
- классные и библиотечные часы;
- экологическая работа в системе ОДО;
- исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством преподавателей;
- экологические праздники и мероприятия;
- участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
- практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники;
- походы и экскурсии;
Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-III (IV) классы), основной (V-IX классы) и средней (полной) общей (Х-XI классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.
Начальная школа (I-IV классы):
У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родной хутор, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.
Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми эколого-биологических профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.
Основная школа (V- IX классы):
Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.
Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акция «Чистые берега», походы и рейды).
Средняя (полная) школа (Х-XI классы):
На ступени средней (полной) школы экологическое образование осуществляется в большой степени через научно-исследовательскую деятельность учащихся.
Продолжая обучение в старшей ступени средней школы (X-XI класс) перед учащимися встает вопрос определения своего места в жизни, выбора профессии. Здесь можно предложить следующие формы, способствующие самоопределению учащихся: обучение биологии на профильном уровне. С профильной дифференциацией содержания образования связывают возможности максимального раскрытия индивидуальности, творческих способностей и склонностей личности учащегося, более эффективной и целенаправленной подготовки их к продолжению образования в избранной области, предполагаемой профессиональной деятельности.
Другая форма дифференциации, которая неразрывно связана с интересами, склонностями, индивидуальностью, его ценностей и жизнедеятельности самого ученика является дифференциация по проектированию профессии. В этом случае осуществляется объединение обучаемых по интересу, склонности к тому или иному виду деятельности.
Важнейшим фактором развития способностей учащихся является формирование устойчивых специальных интересов. Это интересы к определенной сфере человеческой деятельности, которые затем перерастают в устремления профессионально заниматься этим видом деятельности.
Формы экологической работы должны соответствовать возрасту и знаниям ребят: организация и координация проведения мероприятий, праздников и акций. Исследовательские работы носят более анализирующий характер, должны иметь практическую направленность.
Для плодотворной реализации экологической программы избирается Экологический Совет школы.
Состав Экологического Совета школы:
1. Председатель Совета - заместитель директора по воспитательной работе Комарова Е.С.
2.Моллаева О.Н. – старшая вожатая.
3.Заместитель директора по АХЧ Травкина О.А.
4.Преподаватель биологии Даниленко Е.Ю.
5.Преподаватель химии Омельченко А.В.
6.Заместитель директора по УВР школы 1-й ступени Богданова И.Д.
7. Преподаватель ОБЖ Дмитриев А.А.
Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе. Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, руководители кружков, учащиеся и их родители.
III. Прогнозируемый результат
Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника, обладающего экологической культурой:
свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания - к нашему общему дому, обладающая знаниями экологических законов и экологической культурой, соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования, ведущая активную природоохранительную деятельность, противодействующая нарушителям связей в биосфере - социально ориентированная личность с развитым экологическим сознанием.
IV. План реализации проекта
1. 2015 – 2016 уч. г. – подготовительно – поисковый –создание условий для оформления идей программы, осмысление противоречий и предпосылок развития экологического образования школы
2. 2016- 2017 уч. г. – моделирующий -реализация проекта, реформирование компонентов, заданных моделью «Эко- личность»
3. 2017 -2018 уч. г. – аналитико – коррекционный (обобщающий) – анализ и рефлексия статуса школьного экологического образования, самоопределение педагогического коллектива по отношению к дальнейшему развитию.
Мероприятия по реализации программы
№ п/п. |
Мероприятие |
Сроки испол нения |
Ответственные |
|
Проведение совместных заседаний педагогического совета и Экологического Совета школы по совместному планированию работы на учебный год |
Август текущего года |
Директор школы |
|
Заседания Совета по реализации Программы в текущем учебном году и организации различных мероприятий |
1раз в полугодие |
Председа- тель Совета |
|
Введение в учебный план уроков экологии в среднем звене |
В течение года |
Заместитель директора по учебной части |
|
Разработка учебных программ и отдельных уроков с экологической направленностью |
ежегодно |
Заместитель директора по учебной части, учителя-предметники |
|
Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на экологическое воспитание учащихся через предметные недели |
|
|
|
Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на экологическое воспитание учащихся через предметные недели |
ежегодно |
Заместитель директора по учебной части, учителя-предметники |
|
Закрепление в практике работы классных руководителей развития у детей культуры их взаимоотношений с окружающей средой (экологические программы, проекты, отдельные мероприятия) |
ежегодно |
Заместитель директора по воспитательной работе |
|
Исследовательская деятельность учащихся, направляемая педагогами школы (урочная, в системе дополнительного образования школы, во время школьных лагерей) |
Согласно планам работы |
Заместитель директора по учебной части , заместитель директора по воспитательной работе |
|
Организация и проведение разнообразных экологических праздников и мероприятий: |
ежегодно |
Зам. директора по ВР, старшая вожатая, классные руководители, руководители кружков. |
|
Участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах разных уровней |
ежегодно |
Учителя-предметники, руководители кружков |
|
Практическая реализация экологической работы: экологические рейды, субботники, природоохранные акции (в том числе «Покормите птиц зимой», «Птичий дом», «Чистые берега»), походы и экскурсии юных экологов. |
ежегодно |
Учителя-предметники, руководители кружков |
|
Здоровьесберегающая составляющая экологического воспитания: |
ежегодно |
ЗДВР, преподаватели физической культуры |
|
Комплекс мероприятий «Экология вокруг нас»: |
ежегодно |
Старшая вожатая, учителя. классные руководители. |
|
Подбор материалов и оформление в сети Интернет на сайте нашей школы экологической страницы. |
Первое полугодие 2016 г. |
Зам. директора по информационным технологиям. |
|
Регулярное освещение в работе СМИ (школьных, районных, областных) экологической работы нашей школы |
постоянно |
Старшая вожатая |
|
Обмен опытом работы на МО классных руководителей по проблеме экологического воспитания школьников |
Ежегодно |
Руководители МО |
Планируемый результат реализации программы – свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания - к нашему общему дому, обладающая знаниями экологических законов и экологической культурой, соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования, ведущая активную природоохранительную деятельность, противодействующая нарушителям связей в биосфере - социально ориентированная личность с развитым экологическим сознанием.
Разработал:
зам. директора по ВР
Комарова Е.С.