Вторник, 19.03.2024, 09:00
Вы вошли как 

МБОУ: Рябичевская СОШ

Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

;


 
>
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Меню сайта
ЗАКУПКИ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
НОКУ
pos.png

Программа по профилактике суицида

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение:

Рябичевская средняя общеобразовательная школа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа по профилактике суицида

 

 

 

 

 

 

2012 г. 

Пояснительная записка

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношение к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийства среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.п.

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

Основные цели и задачи программы

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. При её разработке опирались на Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”, книгу Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю. “Детский суицид: психологический взгляд”. – СПб.: КАРО, 2006.

Цель настоящей программы в формировании у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

1.  Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.

2.  Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

3.  Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

4.  Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе лицея так и в период трудной жизненной ситуации.

5.  Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

6.  Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

7.  Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Основные направления деятельности

1.    Работа с детьми и молодежью, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.

2.    Работа с детьми и молодежью, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

3.    Работа с неблагополучными семьями.

Содержание основных понятий

Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.

Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).

Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

Принципы реализации программы

Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

1.    Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

2.    Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

3.    Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

4.    Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Ожидаемый результат

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.

Достоинства настоящей программы

·  В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;

·  В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;

·  В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.

 

 Система программных мероприятий

1. Организация работы с детьми, подростками и молодежью


п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственный

 

Выявление  несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

Постоянно

Зам.директора по ВР

 

Составление базы данных по социально неблагополучным детям и под-
росткам

Ежегодно
сентябрь

Зам.директора по ВР

 

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с детьми
социального риска

В течение
года

Псохолог

 

Организация оздоровления и отдыха
во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных
семей

Канику-
лярное
время

Зам.директора по ВР

 

Организация работы по профилактике злоупотребления ПАВ

В течение
года

Зам.директора по ВР. Преподаватели биологии, химии, классные руководители.

 

Включать в ежегодные планы учебно-воспитательной работы школы проведение психологических классных часов,
с учетом возрастных особенностей
детей, согласно следующим тематикам:
- в поисках хорошего настроения;
- профилактика курения;
- как научиться жить без драки;
- учимся снимать усталость;
- толерантность;
- как преодолевать тревогу;
- способы разрешения конфликтных
ситуаций с родителями;
- стресс в жизни человека. Способы
борьбы со стрессом;
- грани моего "Я";
- я + он + они = мы;
- способы саморегуляции эмоционального состояния "Как сказать Нет!";
- Не сломай свою судьбу! (подросток и наркомания) и др.

Ежегодно,
согласно
планам

Классные руководители

 

Включать в ежегодные планы учебно-
воспитательной работы школы проведение правовых классных часов с учетом возрастных особенностей детей,
согласно следующим тематикам:
- что ты должен знать об УК РФ;
- уголовная ответственность несовершеннолетних;
- знаешь ли ты свои права и обязанности 

Ежегодно,
согласно
планам

Зам.директора по ВР

Классные руководители

 

Обеспечение психолого-педагогической поддержки обучающихся к выпускным экзаменам (тренинги)

Ежегодно
март -
апрель

Психолог, зам.директора по УР

 

Организовать психологические тренинги для подростков и старшеклассников согласно следующим тематикам:
- тренинг уверенности;
- тренинг "Манипуляция: игры, в
которые играют все" и др.

 

Психолог

 

Широкое привлечение дискуссионных
форм и методов работы с подростками и молодежью

Постоянно

Зам.директора по ВР

 

Организовать проведение цикла занятий для подростков "Я сам строю
свою жизнь"

Периоди-
чески

Психолог

 

Организация работы по оказанию своевременной консультативной психоло-
го-педагогической помощи в разрешении конфликтных ситуаций

Постоянно

Психолог зам.директора по ВР

 

Охват асоциальных детей кружковой работой, занятиями в спортивных секциях, общественно-полезной нагрузкой.

В течение года

Классные руководители

 

 

2. Организация работы с педагогическим коллективом

 

 

Организация работы семинаров для
различных категорий педагогов согласно следующим тематикам:
- суицид и меры профилактики;
- причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников;
- типология возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся;
- психологический климат в организованных молодежных группах (классах и др.);
- профилактика конфликтных ситуаций в подростковой и молодежной среде;
- методика разрешения педагогических конфликтов

Постоянно,
согласно
плана работы ОУ

Зам.директора по ВР

 

Проведение проверок директором по исполнению норм законодательства РФ в части исполнения п. 6 ст. 15 Закона РФ "Об образовании" о недопущении применения
методов физического и психического
насилия по отношению к обучающимся
и воспитанникам

В течение года

Директор

 

Ориентировать воспитательную работу на формирование у молодых людей способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности

В течение года

Зам.директора по ВР

 

 

3. Организация работы с родительской общественностью

 

 

1.

Организация педагогических лекториев согласно следующим тематикам:
- возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток, старший школьник);
- наши ошибки в воспитании детей;
- шаги общения;
- психологические особенности периода адаптации детей и подростков, формы родительской помощи и поддержки;
- тревожность и ее влияние на развитие личности;
- трудный возраст и советы родителям;
- суицид и меры профилактики;
- особенности детско-родительских
отношений как фактор психологического дискомфорта;
- чем и как увлекаются подростки;
- куда и почему уходят дети: профилактика безнадзорности и бродяжничества;
- уголовная ответственность несовершеннолетних;
- как помочь ребенку справиться с
эмоциями

Постоянно,
согласно
плана работы школы

Психолог, зам.директора по ВР

2.

Организация психологического тестирования отдельных категорий родителей на предмет выявления нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями и их причин

По запросу

Психолог

3.

Организовать работу совместных совещаний-семинаров работников правоохранительных органов, врачей- наркологов, педагогического коллектива и родителей  по вопросам эффективной воспитательно-профилактической работы и пропаганды здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи

В течение года

Психолог,

директор. зам.директора по ВР

10.

Организовать в библиотеке тематические стенды, книжные выставки, передвижки по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни

Периодически

Школьный библиотекарь

11.

Организовать серию позитивных публикаций в школьной газете «Свой голос»

Ежемесячно

Руководитель школьной газеты

 

Разработал:

зам. директора по ВР

Даниленко В.Г.

Горячее питание
>
Прием в 1 класс
Прием в 1 класс
НАРОДНЫЙ ФРОНТ
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2024