Программа
«Дончата»
муниципального бюджетного образовательного учреждения:
Рябичевская средняя общеобразовательная школа
на 2014 – 2019 г.
Программа принята
на заседании педагогического
совета школы
протокол № 3 от 27.01.2014 г.
х Рябичев
2014 г.
Программа
по реализации регионального казачьего компонента в начальной школе
«Дончата»
( Подпрограмма «Я - гражданин Дона»)
Цели программы:
- развитие у младших школьников ценностного отношения к культуре и истории Донского края;
- создание условий для открытия ребенком личностных смыслов как культурно-эмоционального переживания;
- воспитание чувства любви к своей малой Родине.
Задачи программы:
- способствование обогащению представлений о прошлом малой Родины;
- поддержание познавательно-созидательного отношения к окружающему миру донской природы;
- развитие эмоционально-эстетической сферы ребенка;
- развитие духовно-ценностного ядра личности ребенка, его внутреннего «Я»: познавательно-эстетических интересов и способностей, умение творчески воспринимать искусство родного края и реализовываться в нем, создание условий для открытия ребенком личностных смыслов;
- воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю.
Программа знакомит детей начальной школы с историей далекого прошлого нашего края, способствует развитию интереса к познанию истории своей семьи. Велика наша страна, и каждый ее уголок имеет свою судьбу, свою историю. А из них складывается история нашего государства. В «Национальной доктрине» говорится о необходимости обеспечения исторической преемственности поколений, сохранение и поддержка этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур. Народная культура способствует формированию, национального характера, который и определяет качества личности, особенности ее мышления, стереотипов ее поведения. В народной культуре заложены способы самосохранения и саморазвития личности.
Программа содержит материал по ознакомлению с традициями, обычаями, обрядами донских казаков, раскрывающих стиль, уклад жизни и расширяет представление детей об истории края, знакомит с изобразительными, музыкальными, литературными произведениями, архитектурой, монументальной скульптурой, что представляет региональный компонент художественно-эстетического образования младших школьников. Содержание выступает средством, стимулирующим изобразительно-творческий, конструктивный опыт ребенка, потребности к самовыражению своих чувств, ценностей и мироощущений.
Содержание программы обеспечивает условия для развития у детей географических представлений в соответствии с их возрастными возможностями, рассказывает детям о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей, о видах поселения людей (город, село, поселок, деревня, хутор и пр.), в том числе о родном крае.
Принципы программы:
- сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива «дети – родители – педагог»;
- гуманизация, отражающая общечеловеческие ценности в искусстве и обеспечивает гармоничное развитие личности;
- культуросообразность, выстраивающая содержание программы, как последовательное усвоение национально-культурных традиций и выработка на этой основе ценностных ориентаций и смыслов;
-ценностный подход к произведениям искусства. Культура и искусство выступает мощным фактором развития у младших школьников ценностного отношения к родному краю и нацеливает ребенка на сохранение произведений искусства;
- интегративность, определяющая взаимодействие различных произведений искусства: архитектуры, музыки, литературы, живописи, скульптуры, целостности произведений и его частей в процессе изобразительно-творческой, конструктивной деятельности;
- диалогичность, реализующая разнохарактерные и разноуровневые диалоги: диалог культуры, диалог искусства, диалог стилей прошлого и настоящего, языка искусства родного края, внутренний диалог ребенка со своим «Я».
Отличительными признаками программы является то, что содержание раскрывает культурно-познавательные, гуманистические, нравственные, эстетические ценности искусства родного края. Программа ориентирована на проникновение в духовные пласты личности ребенка, в его эмоционально-эстетические и социально-нравственные сферы и смыслы.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость:
ребенок узнает историю своего региона; сформирует чувство любви к своей маленькой родине с ее далеким прошлым; познакомится с казачьим фольклором и диалектом, с обычаями и традициями донского казачества, с играми казачат; через продуктивную деятельность научится изготовлять предметы казачьего быта и приобретет практические навыки по использованию ими.
Содержание Программы
Программа включает в себя следующие направления:
1. Связь поколений.
2. Устное народное творчество.
3. Донской песенный фольклор.
4. Как мила мне донская природа!
5. Мир детства в произведениях донских писателей.
6. Люби и знай свой край.
7. Путешествие по тропе «Здоровье»
1. Реализация Программы «Дончата» в учебном процессе
Предмет |
Задачи изучения регионального компонента |
Инновационные методы регионализации содержания образования учащихся |
Русский язык |
-Обучение умелой искусной, эффективной речи. Овладение учащимися общением. - Развитие творческих способностей учащихся через реализацию культуроведческой компетенции (использование на уроке фольклора Дона, отрывков из литературных произведений донских писателей). |
Интеграция по содержательным параметрам предметов (русский язык, литература, музыка, ИЗО). Планирование урока по определённой теме с последующим выходом на внеурочное мероприятие. Игровые формы урока. Импровизационные задачи. Нестандартные уроки |
Литературное чтение |
Формирование интереса к литературе Дона, уважения к людям, живущим на его земле, к культурным ценностям. |
Системный подход в изучении регионального компонента с базовым, федеральным курсом литературы (подбор и синхронизация работы над вводимыми |
Математика |
Ориентация учащихся на использование умений и навыков математического мышления в практической деятельности и повседневной жизни. |
Использование регионального материала при составлении задач, постановке проблемных вопросов; Межпредметные связи с ИЗО. Игровые формы урока. |
Окружающий мир |
Воспитание экологической культуры учащихся, знания особенностей природной среды своего края, района. Формирование сознательного отношения к своему здоровью. культуре своей малой родине. Адаптация личности к местным социокультурным условиям. |
Интеграция по содержательным параметрам (окружающий мир, ИЗО, технология). Игровые формы урока. Использование познавательных Методов мотивации стимулирования деятельности. |
ИЗО |
Обеспечить школьникам достаточно полное представление об искусстве народа через раскрытие национальных, культурных традиций региона. |
Интеграция по содержательным параметрам предметов (изо, музыка, литература). Межпредметные связи с математикой, технологией. |
Музыка |
Пробуждение души ребёнка, расширение его кругозора, формирование правильного представления о прекрасном, привитие любви к народной песне. |
Планирование урока по определённой теме с последующим выходом на внеурочное мероприятие. Игровые формы урока. Объединение коллективных творческих дел, проектов в результате которых организуется казачий праздник, вечер или урок, включающий игровой элемент. |
Физкультура ОБЖ |
Изучение традиций казачьих игр в современных играх на Дону. |
Нестандартные уроки. Планирование урока по определённой теме с последующим выходом на внеурочное мероприятие. Игровые формы урока. |
Технология ОБЖ |
Приобретение общетрудовых и частично специальных знаний и умений; творческое развитие учащихся в рамках системы проектов. |
Проектно - художественная деятельность учащихся. Нестандартные уроки. Объединение коллективных творческих дел, проектов в результате которых организуется казачий праздник, вечер или урок, включающий игровой элемент. |
2.Реализация Программы «Дончата» в воспитательном процессе
Содержание программы |
Учебные задачи |
Практическая деятельность учащихся |
Связь поколений |
||
Работа школьной тимуровской команды. |
- осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе своей Родины, Донскому краю, его прошлому, настоящему, будущему. - воспитание гордости за свою малую Родину, героев Дона, донского казачества.
|
тематические классные часы, уроки мужества, предметные недели, беседы, встречи с казаками, ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам |
Участие в митинге памяти |
||
Встречи с казаками Рябичевского юрта. |
||
Поиск свидетелей исторических событий прошлых лет |
||
Устное народное творчество |
||
Пословицы
|
- Показать связь пословиц и поговорок с национальными традициями, образом жизни, историческим прошлым жителей края; - раскрыть их огромное познавательное значение; -донести их могучий воспитательный заряд; - показать роль художественной формы, эстетическую ценность пословиц и поговорок: меткость, ритмичность, образность, афористичность, многозначность; -научить использовать пословицы и поговорки в различных речевых ситуациях |
-Чтение пословиц и поговорок; -сопоставление их содержания с прозаическими текстами; - оформление карточек для чтения; -участие в игровых формах занятий, в конкурсах на лучшего знатока пословиц; -сбор дополнительного материала; -составление рассказа на тему: «Казак без друзей, что дуб без корней» |
Загадки |
-Закрепить начальное представление о загадке, её происхождение; -формировать умение объяснять, как составлена загадка, какая подходит к ней отгадка; -уметь узнавать загадки среди других произведений устного народного творчества; -донести до сознания учащихся силу нравственного потенциала, заложенного в загадках; -использовать диагностическую роль загадок для изучения уровня творческого мышления учащихся |
-Нахождение алгоритма отгадывания и конструирования загадок; -классификация загадок; -поиск их сходства и различия с пословицами и поговорками; - использование различных игровых форм, связанных с разгадыванием загадок; - составление загадок; -раскрытие места и роли загадок в народных сказках; - сравнение загадок донской тематики с известными. Например, Пришли казаки без топоров, Срубили избу без углов (Без рук, без топорёнка, построена избёнка - русская народная) |
Сказки |
-Раскрыть близость и своеобразие содержания и художественной формы народных сказок различного этноса Дона; - показать, чем интересны и поучительны сказки; -показать, как в сказках раскрываются представления различных национальных групп Дона о смысле жизни, национальном достоинстве; -формировать умения определять признаки сказки: наличие законченного сюжета, занимательности, необычности, наличие вымысла, воспитательной направленности |
-Чтение сказок и осмысление прочитанного; - сравнение и классификация по жанрам и этнокультурным особенностям; -создание и разыгрывание сценок и инсценировок по сказкам; -придумывание декораций и костюмов; - иллюстрирование сказок на уроках ИЗО; -оформление книжной выставки; -сочинение сказок с различными заданиями |
Бытовой и игровой фольклор |
-Дать первичное представление об исторической и культурной среде формирования традиционных игр донского казачества: отражение в играх взаимоотношения людей с природой и особенностями бытовой жизни
|
- поиск сведений об истории и содержании казачьих игр; -использование колядок и щедровок; - участие в распространённых играх, придумывание своих; - изготовление атрибутов для игр
|
Праздник игр и развлечений |
||
Донской песенный фольклор |
||
Пусть славится песней могучею Дон наш |
|
|
«Из-за Дона песню выведу, по России поведу» |
- Донести до детей уникальность содержания и музыкально-поэтическое оформление донской казачьей песни; - показать отражение в песне народных традиций |
- Анализ содержания и песенного своеобразия казачьей песни: подпевки, напевность, подголоски, подхваты, игровой характер; - прослушивание песен в записи
|
Много песен слыхал я в родной стороне |
- Раскрыть своеобразие песенного творчества других национальных групп, проживающих на Дону; - показать жанровое своеобразие песен жителей Донского края |
- Прослушивание народных песен, бытующих на Дону; - анализ их содержания и поэтических особенностей, сравнение и классификация; - участие в фольклорных вечерах и праздниках |
Казаки песни в тороках возят |
- Показать отражение в народных песнях, исторических фактов, жизненного уклада, былой жизни и боевой славы казаков; - раскрыть народные идеалы, лучшие национальные черты: силу, храбрость, удаль, тревогу и заботу о судьбах Родины; - содействовать формированию у учащихся черт личности жителя и патриота донского региона
|
- Разучивание песен; - участие в фольклорных вечерах и праздниках
|
Песня казаку в походе подруга |
||
Жизнь казачья - вся в песнях |
||
Как мила мне Донская природа! |
||
«По-над синим Доном в полёте вихревой листопад..»
Осень в моём хуторе
|
-Развивать умение наблюдать, сравнивать; анализировать, уточнять и расширять представления детей о характерных признаках наступления осени; - совершенствовать образные стороны речи; - учить использовать полученные представления в самостоятельной деятельности детей |
- Чтение и анализ произведений; - выделение в тексте изобразительно-выразительных средств языка с целью воссоздания представления о природе; - выявление авторской позиции и оценка авторского выбора слова; - передача в речи своего отношения, к предметам и явлениям |
В мой хутор пришла зима |
- Расширить эмоциональные представления школьников о характерных признаках зимы, о разнообразии и красоте окружающего мира; - развивать образность речи и чувствительность к смысловой стороне языка |
- Применение в речи пословиц и поговорок о зиме; -поиск и загадывание загадок о зиме; - составление рассказа «Уголок зимнего парка (сада)» |
Не красна донская степь курганами, а красна скирдами |
- Дать представление о красоте и богатстве земли донской; -отрабатывать умения выстраивать собственное высказывание на определённую тему |
- Раскрытие смысла пословицы: «На донской земле все родится - надо только хорошо трудиться»; - чтение и оценка восприятия произведения А.Софронова «Донской каравай» |
Холодно и голодно птицам зимой |
- Раскрыть значение описания природы как способа передачи настроения человека |
-Чтение и восприятие произведения Л.Шемшелевича «Рыбацкая примета» |
Весна! Весна и всё ей радо! |
-Закрепление начального представления о лирике, о роли художественных средств языка, обогащение знаний и представлений детей о природе родного края |
-Конкурс на лучшего чтеца стихотворения |
Мир детства в произведениях донских писателей |
||
Стихи для детей Н.Костырева |
Знакомство учащихся с творчеством Н.Костырева; помощь детям в понимании мастерства автора в изображении психологии детей и взрослых; формирование самоанализа и самооценки; - раскрытие -роли слова в создании художественного образа |
Чтение произведений: «Украденное солнце», «Схватка в лесу», «Великий волшебник», «Страна Буквария»; оценка прочитанного и выражение своего отношения к прочитанному; - сопоставление произведений Н.Костырева с другими авторами (И.Суриков, Н.Бунин и др.) - конкурс на лучшего чтеца |
Мои книжки маленьким читателям. Творчество К.Жака. |
Познакомить учащихся с литературным творчеством К.Жака; - раскрыть художественное мастерство в описании их сверстников |
Чтение произведений, наблюдение над функцией слова в художественном тексте; определение роли названия текста в раскрытии идей; организация книжной выставки |
Поэты Дона о родном крае |
Расширение круга знаний школьника за счёт введения в содержание образования донской поэзии о родном крае; - воспитание чувства красоты, эстетического отношения к природе и любви детей к малой Родине |
Чтение и анализ произведений лирического жанра; участие в конкурсе на лучшего чтеца |
Люби и знай свой край |
||
Вот эта улица, вот это дом! |
- Помочь детям узнать, почему так называется улица, на которой они живут; - формировать познавательный интерес к изучению своего края; - расширять представления о возможностях изучения старины глубокой; создавать условия для формирования интереса к историческому прошлому Донского края |
Чтение произведений донских авторов о Ростове; поиск информации о родном хуторе, крае; конкурс рисунков «Старая крепость»; составление рассказов «Мой любимый уголок», «Ростов - южная столица», «Чем интересна для меня эта экскурсия» |
«Ростов- город, Ростов-Дон» |
||
Экскурсии по хутору, району |
||
Как мы узнаём о далёком прошлом нашего края |
||
Танаис - по-теряный и найденный город |
||
Путешествие по тропе «Здоровье» |
||
Мероприятия, направленные на укрепление и сохранение здоровья |
- научить ребенка чувствовать свой организм, выполнять правила личной гигиены - осуществлять постоянную связь с природой |
Практические задания, позволяющие в доступной форме познакомить учащихся со своим организмом, т.е. с самим собой |
Спортивные соревнования по группам классов. |
Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни.
|
Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. Планирование урока по определённой теме с последующим выходом на внеурочное мероприятие. Игровые формы урока, внеклассных мероприятий. |
Мероприятия, посвященные Дню Защитника Отечества |
||
Спортивно-полевая игра «Зарница». |
||
Смотры строя и песни. |
||
Работа пришкольного лагеря «Нахаленок». |
||
Знакомство с культурой Дона через изучение казачьих игр. |
||
Праздник принятия первоклассников в пешеходы. |
Разработал:
зам. директора по ВР
Даниленко В.Г.