Программа
МБОУ: Рябичевская СОШ
«Профилактика вредных привычек и наркомании»
на 2013-2018 год
Принято
на заседании педагогического совета
протокол №5 от 29.12.2012 г.
х.Рябичев
Цели и задачи
- предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;
- обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья.
Задачи:
- предоставить детям и подросткам объективную научную информацию о психоактивных веществах;
- способствовать формированию положительного «образа — Я»;
- развивать навыки самоуважения;
- научить навыкам анализа чувств и преодоления стресса;
- привить навыки эффективного общения;
- способствовать осознанию детьми и подростками своих ценностей;
- сформировать навык принятия обоснованных решений;
- сформировать навыки постановки и достижения цели;
- сформировать навыки сопротивления социальному давлению.
Концепция программы
Данная программа основана на концепции, которую можно без труда объяснить детям, учитывая их возрастные особенности. Стержневым понятием является понятие «единого целого», Т. е. здоровье следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части целого. каждую составную часть необходимо рассматривать в контексте понятия «здоровье в челом».
В целом важен каждый из аспектов здоровья. каждый влияет на все остальные. каждый аспект освещается в данной учебной программе с целью довести до детей и подростков принципы здорового образа жизни. Здоровье — это состояние полного физического, умственного, социального, личностного, духовного, эмоционального и интеллектуального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи.
Название программы «Линия жизни» отражает ее основную идею — формирование гармонично развитой, жизненно компетентной и здоровой личности. Программа сопровождает процесс становления и развития личности школьника и охватывает возраст от шести до 18 лет:
«Полезные привычки»: 6-10 лет.
Цель: предупредить или отсрочить употребление табака и алкоголя детьми.
Задачи:
- дать учащимся необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе; — способствовать формированию отрицательного отношения к употреблению табака и алкоголя;
- способствовать формированию навыков ответственного поведения.
«Полезные навыки»: 11-15 лет.
Цель: предупредить или отсрочить употребление ингалянтов и наркотиков подростками, предупредить ВИЧ-инфекцию у старшеклассников.
Задачи:
- дать учащимся необходимые по возрасту знания об ингалянтах, наркотиках и ВИЧ;
- способствовать формированию отрицательного отношения к употреблению наркотиков;
- способствовать формированию навыков ответственного поведения.
«Полезный выбор»: 16-18 лет.
Цель: создание условий для профессионального самоопределения подростков.
Задачи:
- дать необходимые знания о современных профессиях;
- научить выбирать профессию в соответствии со своими возможностями и особенностями;
- формировать положительное отношение к будущей профессии.
Сопровождение осуществляется посредством проведения определённого количества уроков в каждом учебном году. Содержание уроков включает в себя передачу знаний, формирование установок, обучение навыкам в соответствии с задачами развития каждого возрастного этапа.
Каждая ступень программы включает в себя четыре основных раздела: информирование, положительный «образ — Я», эффективное общение, принятие решении.
Тематический план на 2013-2014 учебный год 5-11 классы |
|||
№ |
Практические дела |
Срок исполнения |
Ответственные |
1 |
Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции). |
В течение всего года |
классные руководители, руководители кружков |
4 |
Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости. |
Октябрь-ноябрь |
Психолог , классные руководители, родительская общественность |
7 |
Анкетирование среди учащихся 5, 9 классов с целью контроля за их адаптацией к новым условиям обучения. |
Октябрь |
психолог |
8 |
Классные часы, посвященные результатам анкетирования. |
Октябрь |
Кл. руководители |
9 |
Совместно с психологом провести выборочное анкетирование среди учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска. |
Октябрь |
Психолог Кл. руководители |
10 |
Провести анкетирование учащихся 6, 8, 7 классов с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ. |
Ноябрь |
Психолог Кл. руководители |
11 |
Классные часы, посвященные результатам анкетирования. |
Ноябрь |
психолог |
12 |
Среди учащихся 5, 7, 9 классов провести анкетирование с целью выявления знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни. |
Ноябрь |
Кл. руководители |
13 |
Классные часы, посвященные результатам анкетирования. |
Ноябрь |
Мед. работник
|
17 |
Оформить выставки книг: “На улице – не в комнате, о том, ребята, помните”, “Берегите здоровье смолоду”, “Экология и проблемы ХХI”. |
1 полугодие |
Библиотекарь |
18 |
Оформить картотеку по теме: “Здоровый образ жизни” |
1 полугодие |
Библиотекарь |
19 |
Провести беседы с просмотром видеокассет
|
1 полугодие |
Зам. директора по ВР Преподаватель ОБЖ |
23 |
Участие в легкоатлетическом кроссе, В кроссе наций, спартакиаде школьников |
По особому плану |
учитель физ. культуры
|
36 |
Провести беседы по здоровому образу жизни, отказе от курения, регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом. |
В течение года |
Мед. работник Работники здравоохранения |
37 |
Следить за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе. |
В течение года |
Мед. Работник
|
38 |
Обучение педагогических работников ОУ современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного поведения и злоупотреблениями психоактивными веществами среди обучающихся. |
В течение года |
Зам. директора по ВР Работники здравоохранения
|
39 |
Организация в местном печатном издании обсуждение вопросов о роли семьи в воспитании детей, о пропаганде здорового образа жизни. |
В течение года |
Зам. директора по ВР |
|
Выставка литературы «Против наркомании» |
февраль |
библиотекарь |
|
Конкурс плакатов, посвященных «Здоровому образу жизни» |
февраль |
Ст.вожатый |
|
Встреча учащихся с врачом наркологом «Наркомания, алкоголизм и подросток» (индивидуальная беседа с учащимися группы «риска») |
март |
Зам. директора по ВР Кл. руководители |
|
Проведение классных часов по темам: |
апрель |
Кл. руководители |
|
Диспут «Как противостоять вредным привычкам?» 7-8 классы |
апрель |
Кл. руководители, |
|
Организация встречи учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних |
апрель |
Зам. директора по ВР |
|
Итоговое анкетирование учащихся с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ. |
май |
психолог Кл. руководители |
|
Анализ реализации программы, подведение итогов, разработка мероприятий на новый уч. год. |
август |
Зам. директора по ВР |
1-4 класс
Классные часы
|
1 класс
2 класс
3класс
4класс |
Разработал:
зам. директора по ВР:
Даниленко В.Г.