Программа
МБОУ: Рябичевская СОШ «Здоровье»
на 2015-2019 учебный год
программа принята
на административном совещании
протокол № 2 от 01.09. 2015г.
х. Рябичев
Пояснительная записка
Воспитание у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни невозможно без профилактической работы в процессе которой решается важнейшая задача по сохранению здоровья подростков и молодежи, в частности по не допущению их приобщения к алкоголю, курению и наркотикам.
И целью профилактической работы является воспитание у обучающихся культуры здорового образа жизни:
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся повышения качества их жизни;
- формирование потребности вести здоровый образ жизни;
- развитие навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами.
Анализ воспитательной и профилактической работы за период 2000-2007года поставил следующие воспитательные задачи:
1.Осуществление мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни. Воспитания толерантности и уважения к правам человека.
2.Охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей.
3.Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовки.
4.Формирование у школьников отрицательного отношения к «первой пробе»
5.Разработка эффективных механизмов совместной деятельности администрации школы, классных руководителей, родителей и ученического самоуправления.
6.Формирование морально-волевых качеств подрастающего поколения.
7.создание условий для открытого, доверительного общения, восптриятия информации, творческой атмосферы.
8.Развитие создания имеющихся личных ресурсов, способствующих формированию здорового образа жизни.
Основания для разработки программы.
- Конвенция о правах ребенка
- Закон об образовании
- Устав школы
- Решения координационного совещания от 28.09.07г. 2О межведомственном взаимодействии по сохранению контингента обучающихся в образовательных учреждениях, работе с детьми «группы риска и «неблагополучными семьями» в Волгодонском районе.
- План предупредительно-профилактических и пропагандистско-воспитательных мероприятий по предупреждению ДДТП в Волгодонском районе.
Основными принципами функционирования профилактической программы являются: дифференцированность: учет возрастных особенностей и специфики работы с детьми «группы риска»; аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку, что является одним из моральных барьеров на пути формирования асоциальных форм поведения; многоаспектность- сочетание различных направлений 9социального, психологического, образовательного) целевой профилактической работы; последовательность; преемственность.
Сроки и этапы реализации.
Программа рассчитана на 2015-2019 годы.
Этап рефлексии: май – июнь 2019 г.
Формы и методы работы
- просмотр видеофильмов с последующим обсуждением;
- просмотр кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления;
- чтение и обсуждение публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях;
- встречи с людьми сумевшими преодолеть свои вредные привычки;
- встречи со специалистами;
- изучение отношения взрослых к проблемам учащихся;
Тренинги для учащихся по преодолению вредных привычек;
- подготовка и выступление агитбригад;
- экскурсии в медицинские учреждения;
-тематические викторины, брейн- ринги, устные журналы;
- конкурсы литературных произведений, направленных против вредных привычек человека и демонстрирующих силу человеческого духа, конкурсы рекламных щитов, рисунков по данной проблеме;
-нравственные классные часы;
-интерактивные игры;
- пресс-конференции;
-«мозговые штурмы»;
- тестирования, анкетирование;
- круглые столы;
- уроки профилактической направленности;
- походы, турслеты;
- спортивные игры и конкурсы кроссы;
- спортивные праздники, военно-спортивные праздники;
- экологические субботники;
- военно-полевые сборы.
Необходимые условия, которые нужно соблюдать при подготовке
мероприятий программы.
1.Мероприятия должны соблюдать время. Место и момент. Если мероприятие запоздает, оно может вызвать иронию и сарказм учащихся.
2.Подготовка должна быть очень детальной и достоверной. Разговор на данную тему не терпит фальши и формализма.
3.Подготовка и проведение массовых спортивных мероприятий должны строго соответствовать положению утвержденному к этому мероприятию.
4.Мероприятия должны быть очень искренними и максимально откровенными со стороны взрослого;
5.Форма общения- не назидание с позиции своего опыта, а совместный поиск истины.
6.Факты и события, статистика должны очень впечатляющими, чтобы затронуть внутренние механизмы личности ученика;
7.Такие мероприятия не должны требовать от ученика единства взглядов со всеми остальными. Они должны поставить ученики в позицию раздумий, поисков.
Профилактический процесс, организуемый в школе, сочетает в себе два подхода- личностно-ориентированный и деятельностный. Формирование человека, имеющего нравственные идеалы, разностороннее образование, четкую гражданскую позицию, не возможно без признания неповторимости и ценности личности каждого ребенка. Только такой человек сможет найти свое место в обществе, реализовать свои способности, жить полноценной жизнью.
В основе построения профилактической программы лежит выявление следующих причин и факторов риска для гармонического развития личности. Они таковы:
- Дисгармоничная семья;
- Соматические заболевания;
- Неблагополучные ситуации в отношении со сверстниками;
- Нарушения в эмоциональной сфере (обидчивость. Агрессивность, замкнутость, раздражительность и т.д.)
- Средовая адаптация.
Программа основывается на признании необходимости реализации основных направлений:
- Формирование ценностного отношения к себе и здоровью.
- Работа с тревожностью, поиск личностных ресурсов для снятия стресса.
- Работа с агрессией, поиск личностных ресурсов и обучение навыкам конструктивного выхода из конфликта.
- Развитие позитивного образа Я
- Развенчивание «мифов» о психотропных веществах, алкоголе, табаке.
- Обучение не агрессивным социальным навыкам.
- Формирование собственной позиции по отношению к манипулированию со стороны рекламы.
- Формирование ответственного поведения.
- Обучение методам самореализации.
- Обучение координирующим физ. упражнениям.
- Знакомство с народной медициной.
Исполнители программы
Заместитель директора по воспитательной работе. Психолог, методическое объединение классных руководителей, методическое объединение педагогов дополнительного образования. Преподаватели ОБЖ, биологии, химии, физической культуры, искусства, литературы (по необходимости и другие), родительский комитет. Ученическое самоуправление.
Ожидаемые результаты
Создание эффективных механизмов совместной деятельности различных секторов воспитательной системы школы, родителей и ученического самоуправления.
Уменьшение числа «трудных подростков».
Активное и результативное участие учащихся в различных творческих проектах.
Воспитание и развитие у подростков потребности в здоровом образе жизни.
Мероприятия программы, проводимые в течение года.
1 Диагностика
Компонент |
Форма работы |
Срок |
Ответственные |
1. Диагностика детей, поступающих в школу. |
Изучение документов, личных дел, тестирование, беседы с родителями, детьми. |
В течение года |
Заместитель директора про воспитательной работе, заместитель директора по учебной работе, психолог, классный руководитель. |
2. Изучение детей и составление их индивидуальных психологических карт. |
Тестирование, анкетирование, выявления задач воспитания и обучения, заполнения индивидуальных карт. |
Август-ноябрь |
Классные руководители, психолог. |
3.Наблюдение за адаптацией школьников 1,5,10-х классов. |
Индивидуальные беседы со школьниками, родителями, приобщение к творческим делам класса |
Сентябрь-октябрь |
Классные руководители, психологи |
4. Работа над изучением личности каждого ребенка и выявлению причин неадекватного поведения. |
Тестирование, анкетирование, классные часы, рейды в семьи, тренинги. |
В течение года |
Классные руководители, психолог. |
2. Основные направления работы с педагогами.
Компонент |
Форма работы |
Срок |
Ответственный |
Учебно-просветительская работа классных руководителей и учителей. |
Административное совещание «Задачи программы «Здоровье»
|
сентябрь |
Администрация школы, психолог, руководители МО. |
МО учителей начальных классов «Виды уроков физической культуры в начальных классах и их роль в укреплении здоровья и развитие интересов школьников к занятиям физическими упражнениями» |
Октябрь |
||
|
МО учителей физической культуры. Биологии, химии, психолога «Уроки химии и биологии в системе программы «Здоровье» |
Ноябрь |
|
Методический семинар: « Место лечебной диагностики в программе «Здоровье» |
Февраль |
||
Роль урока физкультуры в привитии навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями. |
Март |
||
|
Административное совещание «Уроки и внеклассные занятия на открытом воздухе их значения в укреплении здоровья» |
Апрель |
|
Коррекционно-развивающая работа. |
Индивидуальные консультации, тренинг общения и ролевого поведения с педагогами. |
В течение года по планам классного руководителя и психолога. |
Психолог, классные руководители, Администрация школы. |
3. Основные направления работы с родителями
Компонент |
Форма работы |
Срок |
Ответственные |
Информационно-просветительская работа с родителями. |
Дни «открытых дверей» для родителей; родительские собрания: «Психологическое здоровье учащихся» |
Октябрь |
Заместитель директора по воспитательной работе, инспектор ОВД, преподаватели физической культуры, психолог. |
«Совместная работа школы и семьи по привитию санитарно-гигиенических требований» |
Декабрь |
||
«Привитие навыков самостоятельных занятий физической культурой»
|
Март |
||
Коррекционно-развивающая работа. |
Индивидуальные консультации |
В течение года |
Администрация школы, психолог, классные руководители, Администрация сельского поселения. |
Рейды по семьям учащихся. |
|||
Привлечение к работе с семьями администрацию сельского поселения, участкового инспектора, инспектора по охране прав детства, КпДН, руководителей организаций в которых работают родители. |
|||
Привлечение родителей к участию во внеклассных мероприятиях воспитательного и оздоровительного характера: походы «Мама, папа, я – здоровая семья» |
В соответствии с воспитательным планом школы и классных руководителей. |
4. Основные направления работы со школьниками.
Компонент |
Форма работы |
Срок |
Ответственные |
Коррекционная работа с детьми «группы риска» |
Тренинг психолога, организация свободного и учебного времени, развитие интересов, вовлечение в кружки, факультативы, устройство отдыха на каникулах. |
В течение года |
Психолог, классные руководители, администрация школы. |
Профилактические мероприятия. |
Беседы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения. |
По планам классных руководителей |
Психолог, классные руководители, администрация школы. |
Классные часы по правовой культуре. |
По планам классных руководителей |
Классные руководители. |
|
Беседы с врачами: педиатр, гинеколог и др. |
В течение года |
Заместитель директора по воспитательной работе. |
|
Профилактическая работа, производимая отрядом ЮИД: беседы, викторины, тренинги, агитвыступления. |
В течение года |
Классные руководители. Преподаватель ОБЖ. |
|
Классные часы по ПДД |
По планам классных руководителей |
Классные руководители. Преподаватель ОБЖ. |
|
Конкурс «Безопасное колесо» |
Май |
Преподаватель ОБЖ, заместитель директора по воспитательной работе, старшая вожатая, кл. руководители. |
|
Конкурсы рисунков: « Я рисую спорт», «Я за здоровый образ жизни», « Добрая дорога» |
Ноябрь Февраль апрель |
Старший вожатый, преподаватель ИЗО |
|
Акции: «Чистый берег Дона», «Экологический субботник», «Нет лучше школьного двора» |
Сентябрь Октябрь Апрель
|
Заместитель директора о воспитательной работе, преподаватели труда. |
|
Конкурс «Самый спортивный класс» |
Май |
Заместитель директора по воспитательной работе, старший вожатый, актив детской организации. |
|
Туристические походы со спортивными играми. |
В течение года. |
Классные руководители, преподаватели физической культуры. |
|
Осенний общешкольный кросс. |
октябрь |
Преподаватели физической культуры. |
|
|
Красс Нации |
Сентябрь |
Преподаватели физической культуры, спортивный комитет детской организации. |
|
Товарищеские встречи по футболу. |
Октябрь- ноябрь |
Спортивный комитет детской организации. |
Работа оздоровительной площадки в каникулярное время. |
Октябрь Январь Июнь Июль |
Администрация школы. |
|
«Зимний городок» - спортивный праздник на улице. |
февраль |
Преподаватели физической культуры. |
|
Военно- спортивные праздники |
февраль |
Спортивный комитет детской организации. |
|
Товарищеские встречи по теннису, шашкам, шахматам. |
Ноябрь, январь, март. |
||
Военно-спортивная игра «Зарница».(5-8 класс) |
Май |
Преподаватель ОБЖ. |
|
Туристический слет. |
|||
Военно- полевые сборы, Казачьи сборы |
Разработала:
зам. директора по ВР